Супруга Казанских ханов
Первым мужем Сююмбике стал молодой хан Джан-Али. Союз был заключён исключительно из политических соображений и по ряду причин оказался неудачным. Джан-Али было всего 17 лет, навязанная супруга ему не нравилась и брак был бездетным.
Сююмбике неоднократно писала отцу с просьбой забрать её обратно в ногайскую степь. Бий Юсуф, любивший свою красавицу-дочь, настаивал на низложении Джан-Али, что и произошло в 1535 году. Ханский престол вновь занял Сафа Гирей и через некоторое время Сююмбике стала его женой.
Второе замужество оказалось гораздо удачнее: согласно всем имеющимся историческим сведениям, брак Сафы Гирея и Сююмбике был счастливым и "красносолнечная", по выражению автора "Казанской истории", ханум была для хана "всех любимее первых жен".
Смерть Сафы Гирея и его завещание
Сююмбике прожила с Сафой Гиреем 14 лет и родила ему сына-наследника. В марте 1549 года 42-летний хан умер, будто бы ударившись при купании в бане "во умывальный теремец главою своею". Несмотря на это, он успел озвучить свою последнюю волю, согласно которой, власть переходила к Сююмбике, которая стала единоличной правительницей Казанского ханства, и должна была оставаться таковой, вплоть до совершеннолетия их сына Утямыша.
Улан Кучак, воевода крымских гвардейцев Сафы Гирея, всячески поддерживал царицу. Не без его участия трехлетний Утямыш Гирей стал ханом, а Сююмбике - регентом при нем. Политический курс Казанского ханства остался таким же, как и при Сафе: ориентация на Крым с опорой на иноземное войско.
Сююмбике во главе Казанского ханства
Став в 1549 году во главе государства, Сююмбике проявила себя мудрой правительницей и быстро завоевала народную симпатию. Она взяла на себя содержание мечети, при которой был погребен Сафа Гирей, а также провела некоторые реформы, освободив крестьян, мелких ремесленников и торговцев от высоких налогов. За это летописцы назвали её "крестьянской царицей".
Особую роль сыграл вот какой её поступок: царица передала медресе при мечети Кул Шарифа собственную библиотеку, воспользоваться которой мог любой учитель (хальф) и даже ученик (шакирд), причём не только учащийся в этом медресе.
Правление Сююмбике было недолгим, всего два года - с весны 1549 до середины 1551 года.
Пленение и смерть Сююмбике
Постройка русского военного городка в Свияжске в 30 км от Казани дало толчок следующим событиям: царица призывала готовиться к обороне города и собирать все имеющиеся войска, но далеко не все были согласны с этой позицией.
Члены ханского совета, карачи, тайно договорились через Свияжск с Москвой о следующем: Казань будет сдана, власть передадут свияжскому воеводе Шигалею, а Сююмбике с сыном вышлют в Москву. Иван IV дал своё согласие. 11 августа 1551 года в Казань прибыл воевода князь Серебряный, из старинного рода удельных князей Оболенских. Сююмбике дали на сборы 10 дней, по истечении которых она с сыном должна была отбыть в Москву.
Узнав про арест Сююмбике, горожане предприняли попытку прорваться на ханский двор и освободить ее, однако были отбиты и разогнаны по домам. 21 августа 1551 года царица, простившись с могилой Сафы Гирея и с Казанью, покинула город.
В Москве Сююмбике поселили во дворце при царице Анастасии Романовне. После падения Казани, по свидетельству князя А.М. Курбского, возникла возможность реставрации Казанского ханства под началом самой пленной царицы или её сына Утямыша. Во избежание подобных попыток бывшую казанскую царицу спешно выдали за Шах-Али и поселили в Касимове.
В 1553 году Утямыша забрали у матери, крестили его в Чудовом монастыре под именем Александр Сафакириевич и определили на проживание при дворце русского царя. Прожил Утямыш Гирей всего 20 лет.
Когда и где скончалась Сююмбике точно не известно. Профессор Урманчеев, к примеру, пришел к выводу, что наиболее вероятная дата ее смерти - 1557 год. Царице тогда было всего 38 лет. Что касается места захоронения, то в Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена "крестьянская царица".