(843) 5678-077
Казань, Кремль, 13

Подразделы:

Праздничный намаз в Кул-Шарифе

Мечеть Кул Шариф / Праздничный намаз в Кул-Шарифе

В мечети "Кул-Шариф" совершаются обе ежегодные праздничные молитвы (намазы), к участию приглашаются все мужчины-мусульмане, способные совершать намаз.

Положение праздничного намаза в шариате

Данная молитва совершается всего лишь два раза в году:

  • в праздник завершения поста (‘Ийдуль-фитр, Ураза- байрам)
  • и в праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам).

Мечеть Кул Шариф. Ряды молящихся Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин, то есть обязательное действие. Для женщин, детей, путников [1] и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. Данная молитва совершается только коллективно [2]. В одиночку праздничная молитва не совершается, так как не относится к фард-молитвам [3].

Время праздничной молитвы

Время ее совершения наступает через 20–40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20—40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр). Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а»

Кратко о порядке праздничной молитвы

Праздничная молитва состоит лишь из двух ракяатов, совершаемых вместе с имамом. Её порядок отличается от обычного намаза из двух ракаатов.

Первый ракяат

  1. намерение;
  2. ду‘а «ас-Сана»;
  3. три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;
  4. чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;

Второй ракяат

  1. чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;
  2. три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон [4]. Последующие действия идентичны обычной двухракяатной молитве.

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

Кул-Шариф после намаза

Подробно о порядке праздничной молитвы

Первый ракяат:

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») [5].

Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой. Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»): «Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь» [6]

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три «такбира» («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом «такбире», делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого «такбира» руки свободно опускаются вдоль туловища. Между «такбирами» имам делает незначительные паузы [7]. По завершении третьего «такбира» руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя). «Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.
Ар-рахмаани ррахиим.
Мяялики яумид-диин.
Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.
Ихдина ссыраатоль-мустакыым.
Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин [8]

После суры «аль-Фатиха» [9] в первом ракяате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).
«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» (Св. Коран, 87).

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» [10] в обычном порядке делает поясной и земной поклоны.

Второй ракяат:

Кул_Шариф. Российские муфтии, чиновники, иностранные гости на намазе

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим». Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим», читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»: «Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад»

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три «такбира» («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом «такбире», подобно как в первом ракяате. После каждого «такбира» руки свободно опускаются вдоль туловища. Между «такбирами» имам делает незначительные паузы. По завершении третьего «такбира» имам проговаривает четвертый «такбир» и опускается вместе с молящимися на поясной поклон [11]. Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго ракяата, они садятся на левую ступню и читают «ташаххуд».

Кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев:
«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,
Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,
Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить [12].

Прочитав «ташаххуд», молящиеся, не меняя своего положения, произносят «салават»:
«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,
Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,
Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

Дуа после намаза

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения На этом два ракяата праздничной молитвы завершаются.

  1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя): «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».
  2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя): «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь». Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар [13] и проговаривает девять такбиров один за другим [14]. Наиболее распространенной является следующая форма праздничного «такбира»: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд». Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».

Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — «Закятуль-фитр», а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы. Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных «такбирах», которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар [15] (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь «такбиров» один за другим. Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, здороваясь и поздравляя друг друга.

Примечания по поводу праздничного намаза
  1. Подробнее о том, кто канонически является путником, см. материал данной книги "Молитва в пути«/Общие положения.
  2. Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума, подобно тому, как это требуется при пятничной молитве.
  3. См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.
  4. Некоторые подробности, касающиеся шафиитского мазхаба, см. ниже.
  5. Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, «такбир» произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.
  6. Перевод см. в разделе данной книги "Пять обязательных молитв"/ Утренняя молитва (Фаджр).
  7. Данные дополнительные «такбиры», по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400. Относительно количества «такбиров» у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в своей определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.
  8. По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так». При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу — вслух.
  9. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.
  10. Все «такбиры» имам проговаривает вслух.
  11. Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго делают все движения вслед за ним.
  12. Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении «ташаххуда» или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробный богословский материал по данному вопросу смотрите в книге Ш. Аляутдинова «Все увидят Ад»
  13. В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть в качестве отдыха. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.
  14. Проговаривание имамом данных «такбиров» является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить это про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют «такбиры» за имамом, а только слушают его.
  15. См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.

Статья написана по материалам Умма

Праздничный намаз в Кул-Шарифе
Рассказать друзьям
Расписание намазов
для г.Казань
Фаджр
3:53
Субх
5:23
Зухр
12:00
Аср
15:45
Магриб
17:50
Иша
19:18

Новости мечети

Из истории
Кул Шариф в ЖЖ Кул Шариф в Твиттере Кул Шариф во ВКонтакте Кул Шариф в Google+
© 2012-2017 Мечеть "Кул-Шариф", неофициальный сайт
Дизайн сайта — Студия Ариф